I Межрегиональный конкурс конского убранства

в Агинском Бурятском округе Забайкальского края»

         Россия является единственным местом обитания народов, проживающих в нашей стране. В течение многих столетий здесь сформировались государственные формирования, этнические группы и их самобытные традиции и обычаи, хозяйственная деятельность. Зарождение и развитие этнокультурных связей русских и бурят в «полуденном крае за Байкалом» началось в ХVII и начале ХVIII веков. Многолетнее соседство бурят, эвенков и русских оказало влияние на все стороны их хозяйственной, культурной и бытовой жизни. В результате близких контактов между народами, буряты стали заниматься земледелием, а русские стали заниматься разведением крупного рогатого скота и лошадей и даже перешли к полукочевому образу жизни.

IMG 0633

 

Важным новшеством в области материальной культуры бурят стало расширение употребления металлических орудий и предметов домашнего обихода. С возникновением  в Забайкалье промышленных предприятий по добыче золота, серебра, драгоценных камней на Шерловой горе, с появлением Тельминской суконной фабрики и др. предприятий, контакты бурят с местным русским населением расширяются. Связь бурят с промышленными предприятиями выражалась в доставке сырья, строительных материалов и продовольствия для заводского населения. Наряду с этим, буряты, будучи в составе бурятских казацких полков, вместе с русскими стояли на защите государственной границы, протянувшейся от отрогов Саян на западе и до реки Аргунь на востоке. Одним словом, к концу ХVIII века между русскими и бурятами сложились тесные хозяйственные, экономические, торговые и политические связи, что оказало существенное влияние на все стороны жизни этих народов, которые сохранились и до настоящего времени.

IMG 0517

Летописные материалы об истории и быте бурят, свидетельствуют о том, что в каждом роду были свои умельцы-дарханы, которые изготовляли все необходимые предметы для домашнего обихода и скотоводческого хозяйства. Некоторые из них специализировались на каком-либо одном изделии из дерева или из металла, иногда наряду с традиционными канонами изготовления применяя технологии и мотивы, привнесенные от соседних народов. В бурятском эпосе встречаются эпитеты, связанные с другими восточными культурами, свидетельствующие о древних контактах народов: лук из бухарского золота, седло из якутского серебра, кисти из индийского шелка.

«Не купишь золотом верного друга, конь же лихой не имеет цены! Конь мой единственный – надежный и верный» - так говорили наши предки, так говорят и нынешние наши коневоды. Действительно, во все века лошадь была верным и надежным другом. Она помогала человеку добывать пропитание на облавной охоте «аба хайдаг», пасти домашний скот. Есть в истории немало фактов, когда лошадь, защищая своего хозяина, принимала удар на себя. А человек, в свою очередь, холил и лелеял ее, деля с ней последний кусок хлеба.

С глубокой древности у подножий Алханая и Хаан уулы, среди невысоких сопок Забайкалья в долинах рек Ингода, Онон, Ага жили предки ныне живущих здесь бурят. В течение многих столетий они проводили игры «Эрын гурбан наадан» - мужское троеборье, в которых участвовали все жители аймаков и хотонов, позже в них стали участвовать представители казацких станиц Забайкалья.

Кочевники-скотоводы Забайкалья с раннего детства до глубокой старости крепко сидели в седле. У них была своя собственная система воспитания, особенно мальчиков. Их с малолетства учили управлять конем, стрелять из лука, бороться друг с другом. Навыки, приобретенные ими во время игры, готовили их к взрослой жизни. Постоянное нахождение мальчиков в седле позволяло им достичь необыкновенной ловкости при управлении лошадьми во время скачек, хозяйственных работ и во время облавной охоты. 

Все это входит в обрядовый комплекс, в котором большое место занимают действия, связанные с конем. Отголосками возрастных инициаций у бурят были объездка коня и его приручение. Переход мальчика в возрастной класс юношества знаменовался дарением ему жеребенка, а также праздником по случаю сажания мальчика на лошадь.

 приз по конным скачкам 2018 024

Изготовление конского убранства и снаряжения имеет свои глубокие корни, которые простираются вглубь веков. В те далекие времена появились мастера-умельцы по обработке кожи и меха, по дереву, по металлообработке.

В ХVIII – ХIХ веках при Агинском и Цугольском дацанах были созданы мастерские, в которых работали мастера-литейщики. В этот же период стал отмечаться повышенный интерес российских покупателей к работам агинских ювелиров. В памяти хори бурят сохранились имена агинских мастеров, имеющих статус «орой дархан» - мастера высшей ступени мастерства Шухуртуева Жигмит (Чиндалей) и Зориктуева Очиржап (Зуткулей). По просьбе земляков-агинцев Шухуртуев Ж. изготовил полный набор конского снаряжения и предметов украшения мужской одежды в качестве подарка для путешествующего цесаревича Николая – будущего императора Николая II. В начале ХХ века мастер Зориктуев О. за свои уникальные ювелирные изделия получил Гран-при и медаль на Парижской всемирной технической выставке.

Агинские мастера кузнечного дела мастерили все необходимые предметы, необходимые в кочевом хозяйстве скотовода, такие, как домашняя утварь, хозяйственный инвентарь. Особое место в работе кузнецов занимало изготовление металлических деталей конской сбруи: штампы для таврения, стремена, удила для уздечек, кольца и карабины для вожжей.

IMG 0661

Мастера-дарханы, занимающиеся несколькими видами народных промыслов, иногда брались за изготовление полного снаряжения коня, включая седла, стремена, кожаные ремни. Таким образом, эти мастера в одиночку выполняли работу кузнеца, седельщика, шорника и ювелира.  По желанию заказчика они украшали узлы уздечки серебряными «тобшо» - пуговицами, детали седла, нагрудные ремни «хумэлдэргэ» и подхвостник «хударга» - серебряными пластинами и бляхами с красивыми. декоративными зооморфными узорами.

Серебро, золото, медь бурятские мастера брали у местных рудознатцев, которые добывали эти драгоценные металлы в рассыпных месторождениях, найденных в Агинской степи. Серебро является национальным металлом большинства восточных народов. Оно было предметом культа, символом богатства, красоты, здоровья и монетарным металлом. По свидетельству старожилов Аги, живших в 20-30 годы прошлого столетия, максимальный размер самородков, найденных в Агинском районе, достигал 8 килограммов.

У национальных бурятских седел расстояние между луками в зависимости от пола наездника могло быть разным. На мужских седлах оно составляло 30-35 см, а на женских – 45-50 см. Седла имеют деревянный остов «хабтаhан», невысокую прямую переднюю и наклонную заднюю луку. Открытые части лук и выступающие концы опорных дощечек «хабтаhан» красили в красный цвет, а затем лакировали. Дуги лук обивали серебряными или посеребренными накладками «бүгөөжэ» с декоративным узором. Иногда на накладках передней луки делали инкрустации из розового коралла.

Не менее большого труда стоило изготовление кожаных деталей седла, которые изготавливали из прочной хребтовой части шкуры крупного рогатого скота или лошади. Шкура достаточно долго и тщательно обрабатывалась, вырезалась по размеру седла, затем на ней путем штамповки воспроизводились выпуклые узоры, которые также украшались серебряными клепками, узорами, по центру прикреплялась выпуклая круглая деталь, имеющая солярную символику. Подушка из тонкого войлока обшивалась бархатом или тонким сукном и украшалась резными серебряными пуговицами. На крыльях ленчика «хабтаhан» в месте прикрепления тороков накладывались детали «баабар» - пластины с выгравированными на них узорами.    

Традиционные ремесла агинских бурят были автохтонными. В прошлом они развивались в рамках существовавшей тогда формы хозяйствования. Консервативность кочевого хозяйства приводила к появлению неизменных, устоявшихся типов домашней утвари, хозяйственного инвентаря, одежды, обуви. Традиции древнего ремесла веками сохранялись посредством его передачи от старшего поколения рода к младшему и служили одним из средств воспитания детей.  

В настоящее время национальная культура народов России в соответствии с государственной политикой, проводимой в нашей стране, рассматривается как средство воспитания гражданина, патриота своей Родины, члена исторически сложившегося этнического сообщества. Так народная культура, в том числе и народные художественные промыслы, продолжают играть существенную роль как средство приобщения молодых людей к традициям народа, привитию им опыта и навыков работы мастеров прошлых лет.

Особо важную роль играет народное творчество как средство патриотического воспитания молодежи и формирования у них толерантного отношения к другим народам и их культурам. Исчезновение же народной культуры и народного творчества грозит разрушением системы этнических ценностей, морали, духовности и нравственности, выработанных за долгий исторический период их формирования. Сегодня, несмотря на то, что в некоторых направлениях народных промыслов и ремесел наблюдается утрата древних канонов изготовления различных изделий, утрата опыта и навыков работы мастеров прошлых лет, все же наблюдается активизация деятельности по сохранению и возрождению традиций и обычаев предков.

Памятуя о том, что одним из важнейших источников бытования традиционной народной культуры является деревня, методисты государственного учреждения культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» вместе с общественным клубом краеведов Аги «Алтан жаса» проводят исследовательскую работу на местах. Они встречаются с истинными носителями и хранителями народной культуры, производят фиксацию бесценного материала, который используется в творческой деятельности учреждения, издается в виде сборника серии «Культура. Этнография. Традиции».

В Концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012–2016 годы)» было определено, что ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую, сегодня является культурная среда. Культурная среда – это, как мы понимаем, и совокупность культурной деятельности современного общества в прошлом и настоящем, и приобщение граждан к нравственным ценностям, и творческая реализация духовного потенциала граждан, в том числе и молодежи, посредством их привлечения к массовым социально значимым мероприятиям.

Формирование и развитие культурной среды в обществе является одним из целей и задач, стоящих перед Центром развития бурятской культуры Забайкальского края. С целью реализации учреждением этих важных задач, способствующих улучшению качества жизни граждан в округе, крае и в стране в целом, специалистами Центра реализуются перспективные духовно-нравственные программы, проводятся мероприятия, ориентированные на патриотическое, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения и молодежи; осуществляется просветительская, исследовательская, издательская деятельность; приобщение населения к многообразию культур народов Забайкалья посредством проведения фестиваля «Мы дружбой единой сильны», «Театральная осень», конкурса «Мистер и Мисс Этно»; международных конкурсов: «Золотая нить наших предков» среди мастеров и модельеров, конкурс вокалистов им. народного артиста СССР Л.Л.Линховоина», конкурсов среди школьников: конкурса эстрадной песни  «Золотые россыпи», хореографического конкурса «Весенний цветок» - «Хабарай сэсэг» и др.     

тугас шубуун

В современных условиях идет активный процесс единения народов и укрепления межнациональных связей народов России. В связи с этим перед учреждениями сферы культуры встает вопрос о повышении эффективности патриотического воспитания молодежи, ибо патриотизм как основа культуры играет определяющую роль в обеспечении национальной, духовной безопасности, обеспечивая процесс самопознания и принадлежности к духовному наследию предков. Поэтому в своей деятельности Центр, претворяя в жизнь поставленные перед ним цели и задачи, в своей работе обращается к лучшим традициям народа, к его вековым корням и таким исконным понятиям, как семья, род, родство, Родина.

Настоящая ценность народного творчества состоит в возможности народными методами и средствами раскрыть человека, дать ему узнать и поверить в собственные способности, благодаря которым он сможет внести свой вклад в общую сокровищницу народной культуры. Специалисты народного творчества считают, что одним из бесценных наследий наших предков, несомненно, являются народные художественные промыслы. Российским Государственным Домом народного творчества имени В.Д.Поленова в этом направлении проводятся конференции, семинары, Всероссийские смотры, конкурсы и выставки. Одним из таких творческих состязаний является международный конкурс конского убранства, который несколько лет тому назад впервые был проведен в Саха (Якутии). 

В последние десятилетия в Агинском Бурятском округе наряду с основными задачами в сфере сельского хозяйства стало уделяться большое внимание вопросам табунного коневодства, в том числе и конскому  снаряжению и упряжи. В начале двухтысячных годов Главой Администрации Агинского Бурятского автономного округа Баиром Баясхалановичем Жамсуевым была утверждена окружная целевая программа «Возрождение и развитие традиционных народных промыслов в Агинском Бурятском автономном округе», которая послужила точкой отсчета дальнейшего развития деятельности мастеров и умельцев народных промыслов и ремесел.

 В соответствии с этой программой были  восстановлены и отреставрированы памятник культуры России Цугольский дацан и Свято-Никольский храм в поселке Агинское, другие старинные здания, построен окружной музей. Был разработан комплексный план работы с мастерами и умельцами Аги. В последние годы работе мастеров и умельцев уделяется достаточно большое внимание. При поддержке руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Доржиева Б.С. многие мастера Аги с успехом выступают в окружных, краевых конкурсах выставках, на Международном фестивале «Алтаргана».  

Возрождение и сохранение утраченных ранее ремесел является важной задачей Центра развития бурятской культуры Забайкальского края. Одним из таких забытых ремесел является ремесло по изготовлению национальных седел и шорных изделий. Поэтому Центром развития бурятской культуры Забайкальского края» был разработан проект по проведению первого межрегионального фестиваля конского убранства и снаряжений «Морин Эрдэни» - «Конь мой драгоценный», направленных на возрождение и развитие деятельности бурятских мастеров был реализован 29 сентября 2018 года.

Учредителями и организаторами фестиваля выступили: Администрация Агинского Бурятского округа, общественная организация конно-спортивных соревнований и ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края».

В рамках фестиваля была организована выставка конского убранства и снаряжений, проведен конкурс среди мастеров по номинациям: «Лучший комплект конского убранства», «Лучшее национальное седло», «Лучшая конская упряжь». В конкурсе приняли участие представители муниципальных образований округа, соседних районов, Республики Бурятия и диаспоры шэнэхэнских бурят (КНР), проживающих на территории России. Работы участников оценивало компетентное жюри, в составе которого были опытные организаторы конных состязаний, коневоды с многолетним стажем, табунщик, краеведы-исследователи.

 2018 014

По итогам конкурса победителям в трех номинациях Шагаеву Эрдэни Юндуновичу, Батожаргалову Балта Базаргуруевичу, Дашицыренову Жамбал Жаповичу были вручены Дипломы Гран-при с призом «Дааган» - двухлетней лошадью. Участники, занявшие первые места в номинациях - Дашицыренов Ж.Ж., Цыренов Б.М. были награждены Дипломами 1 степени и живым призом – по одной овце. Участники, занявшие вторые и третьи места – Эрдынеев Дамдин Дашиевич, Ленхобоев Дугаржаб Ленхобоевич, Дондоков Дамдин Банзаракшаевич (II), Ойдопова Адиса, Жигжитов Нордоп Дамдинович, Санданова Цыцык (III) были удостоены Дипломов 2 и 3 степени и денежных призов от членов жюри и спонсоров. 

Также в рамках фестиваля был проведен Круглый стол по теме «Культ коня в философии кочевника» с участием, старшеклассников, взрослого населения округа и общественного клуба краеведов «Алтан жаса». В рамках Круглого стола был проведен творческий конкурс в двух возрастных категориях: школьники и взрослые. Победителям конкурсы были вручены Дипломы, сертификаты и денежные призы от спонсора. 

Мероприятие обрело широкий размах и, благодаря средствам массовой информации получило большой резонанс в регионе. Учредителями и организаторами фестиваля решено придать этому национальному празднику народного творчества статус традиционного и проводить его через каждые два года.