Народное творчество

(на примере учреждений культуры и творческих коллективов Агинского района)

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна во всех своих проявлениях. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Отечественные психологи отмечают, что от этого зависит и их работоспособность.  Поэтому в числе важных элементов досуга людей занимает любительское художественное творчество.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает многих людей разного возраста участвовать в художественной самодеятельности, где каждый может найти тот вид народного творчества, который ему по душе.  Главной задачей организаторов самодеятельности заключается в побуждении ее участников на социальную активность, на раскрытие их творческого потенциала, а также в организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий самореализации человека в сфере досуга.

Наши предки жившие на широких просторах Аги с большой любовью и трепетом несли через века традиции и обычаи своего народа, передавая из поколения в поколение устное творчество, фольклор и народные игры. Первые десятилетия двадцатого века были сопряжены с большими переменами, происходившими в нашей стране, в связи с чем у руководства государства того периода времени возникла идея о необходимости формирования новой личности, поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине. С тех самых пор наряду с основными направлениями государственной политики страны, проводимой в жизнь, развитие народного творчества и художественной самодеятельности стало началом возрождения новых ориентиров в культурной жизни народа и в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Архивные документы свидетельствуют о том, что в начале прошлого века одним из подвижников бурятской культуры был уроженец местности Дылгыр Агинского аймака, учитель, просветитель, этнограф, государственный и общественный деятель Чойжилхама Базарон, заложивший основу драматургии в восточной Бурятии. Будучи учителем он в то далекое время придавал огромное значение художественному творчеству детей, особенно народному пению. Он считал, что пение способствует хорошему восприятию детьми окружающего мира, воспитывает в них любовь к родителям, уважение к старшим, а также развивает их мышление и умение общаться с окружающими людьми. Им была организована творческая группа, состоящая из учителей, учащихся школ, трудящейся молодежи Аги, силами которой перед населением сел и отдаленных животноводческих стойбищ ставились концерты и осуществлялся показ пьес Чойжилхама Базарона. На примере деятельности этой творческой группы в последующие годы повсеместно при сельских клубах, домах культуры районов и поселков появились первые любительские художественные образования. Очень часто перед агинчанами выступал драматический кружок, возглавляемый учителем Зубовым С.М.

В тридцатые годы художественная самодеятельность была одним из востребованных видов культурно-просветительной работы по проведению агитационной и пропагандистской работы. Многие учителя - выпускники педагогических курсов (Агинское) брали шефство над самодеятельными коллективами и сами были их активными участниками. Первые руководители культпросветработы руководствовались методическим рекомендациями, которые «спускались сверху вниз» из Всесоюзного дома народного творчества.

Усилиями отделов пропаганды и агитации райкомов партии и культработников в селах открывались избы-читальни, красные уголки на животноводческих стоянках и полевых станах, организовывались переклички по обмену опытом между механизаторами и животноводами, выпускались стенные газеты, «Молнии». Результатами этой работы были высокие надои, богатые урожаи, перевыполнение социалистических обязательств колхозов им. Ленина (Кункур), ХХII партсъезда (Цокто-Хангил), Карла Маркса (Будалан), им. Сталина (Урда-Ага), им. Молотова (Сахюрта) и др. В конце тридцатых писателем и драматургом Жамсо Тумуновым была завершена работа над пьесой «Сэсэгма», которая сразу же после издания шагнула на клубные сцены Аги. Одно из лучших произведений того времени, посвященных правдивому изображению дореволюционной жизни бурят,  с большим интересом и вниманием было воспринято зрителями.

         Культурно-просветительная работа не останавливалась и во время Великой Отечественной войны. Главным кличем агитационных бригад тех лет были лозунги «Все для фронта!», «Все для Победы!». Культработники были самыми частыми гостями сельских тружеников, своим творчеством воодушевляли их на достижения во имя долгожданной победы.

Наивысшего расцвета народное художественное творчество в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах культуры и искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было о чем рассказать и было понимание того, как возродить традиции и культурное наследие народа. В 1946 году ветераном Великой Отечественной войны, заслуженным учителем школы РСФСР (1963), почетным гражданином Агинского Бурятского автономного округа Жамбаловым Д.Ж. был создан Агинский драматический театр. Приказом Министерства культуры РСФСР в 1959 году этому театру было присвоено высокое звание «народный». В разные годы в составе творческой труппы работали Батомунко Базарон, Батор Цырендашиев, Роберт Абидуев, Сэсэг Батоцыренова, Цырендондок Батомункин, Цырегма Рыгзынова, Юрий Лхамаев, Сэсэгма Бадмацыренова и др. В репертуаре театра были постановки пьес и спектаклей известных бурятских драматургов, народные песни, отрывки из спектаклей, репризы, стихи агинских поэтов. С ними артисты театра выезжали в села и далекие чабанские стоянки, но главной сценой для них была сцена родного дома культуры в Агинском.

В 1957 году Дашицыреном Жамбаловичем был создан первый на территории Сибири и Дальнего Востока оркестр народных инструментов, позднее после своего становления ставший лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества (Кремлевский Дворец съездов, Москва). А в 1963 году на базе оркестра была создана Агинская народная филармония.

В середине XX века население нашего округа было свидетелем и непосредственным участником расцвета культуры и искусства округа. И в этот период исторического развития округа одной из составных частей большой работы в области культуры была художественная самодеятельность, которая стала школой обретения любителями творческого мастерства в одном или нескольких видах творчества, школой жизни, школой гражданственности. Участвуя в ней, многие ее участники раскрыли свои творческие способности, обретали опыт работы и общения в коллективе, что позитивно отразилось в их поведении и отношении к окружающим. По мнению многих ветеранов самодеятельного творчества Аги, они после участия в массовых культурно-спортивных мероприятиях практически ощущали в себе огромный порыв оптимизма, желание отдать свои силы во благо общего дела. Одним словом, они почувствовали себя тогда активными членами общества, чья деятельность и чей талант так необходимы и востребованы. 

Это были годы, когда художественная самодеятельность в Аге приняла более широкий размах. В школах и клубах появились кружки, которые оказывали большую помощь в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения и молодежи. К руководству сферы культуры пришли заинтересованные люди, обладающие глубокими познаниями народного наследия, традиций и обычаев своего народа и те, кто получил специальное профильное образование и имеющие горячее желание вложить свои знания и умения в развитие сферы культуры. В их числе можно назвать Д.Ж.Шойжалсанова, А.Ц.Балданову, И.П.Гергенова, Д.Б.Дашиянжипова, Б.О.Цырендашиева, С.Л.Лхамажапову, Ц.Н.Намсараеву и др.

Старшее поколение поселка, наверное, хорошо помнит то время, когда в Доме культуры поселка Агинское работали вокальные, драматические, музыкальные кружки, кружки по интересам и даже кружок кинооператоров. А рядом с Домом культуры рядом с садом возвышалась летняя танцплощадка, к которой в каждую субботу и воскресенье стекалась молодежь на танцы. В их числе были молодые учителя, медсестры, молодые швеи комбината бытового обслуживания, девчата и ребята учреждений торговли и общественного питания, промкомбината и ремстройучастка Агинского района. При том, что это были люди самых разных профессий и взглядов на жизнь здесь никогда не было фактов нарушений правопорядка. С подачи организаторов вечеров они танцевали в основном вальс, танго, польку, реже – твист и чарльстон, а между танцами участвовали в различных играх и викторинах.

Эти же молодые люди были участниками художественной самодеятельности поселка, состязались между собой в составе своих коллективов художественной самодеятельности. Здесь во всеобщее творческое соревнование подключались творческие коллективы и сельских домов культуры, представляя на суд жюри своих талантливых самодеятельных артистов. Нужно отметить, что в 70-80 годы прошлого столетия большую популярность получили различные самодеятельные ансамбли и оркестры, которые были созданы почти в каждом сельском клубе Агинского района. Для их были закуплены народные и духовые музыкальные инструменты. И к великой чести сельчан, нужно отметить, что очень скоро освоили эти инструменты и с большим успехом выступали на смотрах и конкурсах, а помогали им в этом С.Л.Жигжитова, С.Н.Намсараева, В.И.Воронов, А.А.Горбачев, С.Зборенко, братья Г.Г. и Г.Г.Поповы и др.

В 1967 году в п.Агинском был создан Дом народного творчества, директором которого был назначен Цырендашиев Д.Ц. Продолжателями традиций этого учреждения были Дарханов Б.М., Цырендашиев Б.Ц., Начинов А.Н. Сотрудники Дома народного творчества работали в тесном содружестве с творческими коллективами, успешно продвигаясь к намеченной цели по сохранению и развитию культуры и народного творчества Аги. Результат их совместной организаторской деятельности не заставил долго ждать. Наглядные успехи агинцев в областном и зональных смотрах-конкурсах (1967), в Неделе культуры, искусства и литературы Агинского Бурятского национального округа и Читинской области (1967), во Всероссийском смотре народных талантов в Москве явились ярким свидетельством плодотворности работы культработников в этой области. Это учреждение культуры несколько раз подвергалось реформированию, в настоящее время оно является краевым учреждением культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края».

В настоящее время специалисты учреждений культуры Агинского района продолжают традиции заложенные из предшественниками, создавая все условия для любителей художественного народного творчества. Здесь работают опытные режиссеры, сценаристы, хореографы, которые проводят яркие, незабываемые мероприятия как на своей площадке, так и на стадионе и площади. В связи с внедрением в сфере культуры программы стимулирования деятельности специалистов учреждения, она оказывает положительное влияние на повышение профессионального уровня, на качество выдаваемой продукции в виде творческих мероприятий и в целом на развитие художественной творчества.

Творческие люди, независимо от возраста и профессии, приходя в районный центр культуры и досуга, всегда находят себе занятие по душе. Они поют в вокальном ансамбле русской песни «Рябинушка», участвуют в народных фольклорных коллективах «Түмэн жаргалан», «Этигэл» (п.Агинское) «Магтаал» играют в народных театре, а молодежь с удовольствием участвует в творческой деятельности в молодежном коллективе-спутнике вокально-инструментального ансамбля «Найдал». Успешно спехов добиваю творческие коллективы района «Магтаал» (с.Цокто-Хангил), «Гуламта» (п.Агинское), народные театры и драматические коллективы сел Будалан, Челутай, Южный-Аргалей, Урдо-Ага, Судунтуй, Гунэй.

Многие из этих творческих коллективов имеют свои молодежные коллективы-спутники. Например, традиции фольклорного коллектива «Магтаал» села Цокто-Хангил продолжает детский коллектив «Тэршээхэн унаган», у вокально-инструментального ансамбля «Найдал» есть свои последователи – молодежная группа «Степной ветер».  Совместная творческая деятельность участников этих коллективов выполняет социально важные функции, которые для каждого из его участников средством духовного обогащения, фактором их разностороннего гармонического развития и самовыражения, примером для подражания для подрастающего поколения. Еасть коллектив-спутник и ансамбля русской песни «Рябинушка», участниками которого являются учащиеся АСОШ №2. Члены молодежной группы ансамбля принимают участие, как в совместных номерах, так и выступают с сольными номерами, представляют вниманию зрителей дуэты, трио, квартеты.

Появление коллективов-спутников является стимулом проявления интереса у нынешнего подрастающего поколения как к самобытной народной культуре, так и к современным видам искусства. Молодежь и подростки, побывавшие на концертах фольклорных коллективов, ансамбля русской народной песни «Рябинушка», вокально-инструментальных ансамблей, приобщаются к их неповторимому творчеству, а после они и сами начинают проявлять интерес к познанию истории своего народа, родного края, своего традиционного народного творчества. Мы уверены, что только прикоснувшись к чистому истоку народного творчества, у молодых людей может появиться иммунитет от нынешней массовой культуры во всех ее проявлениях, которые рекламирует телевидение и всемирная сеть Интернета.

В структуре сферы культуры Агинского района одну из ведущих ролей продолжает играть народное художественное творчество. Руководством муниципального района, придается большое значение этому направлению культуры. Справедливо считая, что вклад вложенный в развитие культуры создает населению района условия свободного и равного доступа к культурным ценностям, оно оказывает всемерную поддержку и помощь учреждениям культуры и учреждениям дополнительного образования района. В действительности такое отношение руководства и его поддержка способствует сохранению традиций и культурного наследия народа, развитию культурного и духовного потенциала личности, помогает работникам культуры создавать позитивный культурный образ района, округа и края в целом.

Художественно-эстетические ценности народного художественного творчества выступают как часть духовной культуры народа, призванные удовлетворить и возвысить разнообразные потребности человека. Поэтому из всего изложенного можно сделать вывод, что единственным местом для населения, где каждый может удовлетворить свои культурные потребности остаются учреждения культуры, которые обеспечивают беспрепятственный доступ к культурному продукту, служат средством самовыражения человека, и что особенно важно для нас всех -  формируют гражданские и патриотические качества подрастающей личности.

 

Литература:

  1. Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отделения Императорского Русского Географического общества, т.VI, 1902
  2. История Бурят-Монгольской АССР, том I. Улан-Удэ, 1954    
  3. Энциклопедия Забайкалья – Агинский Бурятский округ. Новосибирск, 2009.
  4. Архивные документы ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» (городской округ «Поселок Агинское» (материалы разных лет)

БОКОВОЕ МЕНЮ

logo.png
© 2018 - 2024 ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»

Контактная информация:

Телефон: 8 (302-39) 3-56-29

Электронная почта: agacnt@mail.ru

Яндекс.Метрика

Search