Государственное учреждение культуры
Центр развития бурятской культуры
Забайкальского края
Версия для
слабовидящих
Методический кабинет
Правила подношения хадака

Монголоязычные народы с давних времен особо считали хадак высшим знаком почитания.
В основном применяют пять цветов хадака. Голубой хадак преподносят Учителю, Будде и другим божествам. Он символизирует цвет вечного синего неба и спокойствия. Красный хадак преподносят при чтения сутр для вызова жизни и удлинения жизненной силы. Красный хадак символизирует также домашний очаг. Зеленый хадак символизирует энергию развития. Желтый хадак преподносят для распространения учения Будды. Белый хадак символизирует помыслы, чистые, как материнское молоко.

Кроме цветов хадаки имеют свои названия: Аюуша, Даша, Намжавандан, Нанзад, Самба, Дашавандан, Соном. Аюуша хадак преподносят родителям. Найман тахилта хадак преподносят Учителям, высоким ученым ламам. Самба и Намжавандан применяют на похоронах. Поэтому, помня значение хадаков, наши предки хранили в почетном месте хадак, вожжи и водку. Вожжи символизирует достаток скота, водка символизирует достаток пищи. Существует поверье: если сумеешь сохранить хадак и водку, то будешь иметь достаток, спокойствие и счастье. Раньше состоятельные люди в день «бүтүү» преподносили хадаки пяти цветов (голубой, зеленый, красный, желтый и белый) Будде. Водку наливали в сосуд, ставили на почетное место. Вожжи вешали на стену и убирали на третий лунный день.

Хадак преподносят в сложенном виде, открытой стороной к приветствуемому, широко разостлав на ладонях. Это означает чистоту помыслов и пожелания счастья.
Человек принимает хадак так же двумя руками, перекладывает и сворачивает с правой руки на левую.

#Сагаалган2025
#Сагаалган2025_Ага
#Сагаалган2025_Забайкалье
#забайкальскийкрай #сагаалган #агинское