Бурятский национальный костюм (буряад арадай хубсаһан) - традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда: костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка. 

 нац одежда

Национальная бурятская одежда разнообразна и отличается строгой традиционностью. Она шьется с учетом природно-климатических особенностей, типа хозяйствования, религиозного верования, указывает на этническую принадлежность человека, его положение в обществе, пол и возраст.

В традиционном понимании бурят обувь (гутал) соотносилась с мифологическим понятием «нижний мир», халат (дэгэл) – со «средним миром», шапка (малгай) – «с верхним миром». Согласно этому необходимо одеваться снизу вверх: обувь, халат, затем шапка. Пуговицы (тобшо) также нужно начинать застегивать снизу.

Традиционная мужская одежда бурят

Мужская одежда состоит из халата, головного убора и обуви. Дополняют костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Одежда различается по сезону: зимний (дэгэл) и летний (тэрлиг); по назначению - производственный, будничный, нарядный.

 нац одежда copy

Основным материалом для зимней одежды является овчина, которая покрывается бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шьется преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. Раньше зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра.

Халат шьется без плечевого шва, не отрезная по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами.

Мужской халат в большинстве случаев шьется из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходится на грудную часть верхней полы (энгэр) - наиболее яркий элемент. В целом характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем и элементы территориально-родовых различий. Для агинских дэгэлов характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата синий, что символизирует цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса - энгэр имеет зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат (плодородная почва, питающая все живое на земле); нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное. Для мужских халатов хори-бурят энгэр оформляется из узкой полосы парчи, шелка яркого цвета, часто красного.

Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополняются манжетами - туруун. Они могут быть съемными или скроенными как продолжение рукава. В холодное время их спускают, заменяя рукавицы. В теплое время они подняты и служат украшением. Лицевая часть манжет называется нюдарга - шьется из бархата, меха, парчи, тыльная часть - туруун. Манжеты у пожилых людей шире, больше по размеру, у молодых - уже и меньше.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство, как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означает «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне».

Мужские халаты шьются без карманов. В старину мужчины, подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Длину пояса определяют в две длины вытянутых в стороны рук, ширину - в три ширины от ногтя большого пальца до среднего пальца. Пояс - один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

На вороте пришиваются от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришиваются на плечах, под мышкой и самая нижняя - на талии. Верхние пуговицы считаются приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегиваются пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы обозначают многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы - символы плодородия скота, материального достатка владельца. Долголетие человека зависит, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Нож и огниво (хутага, хэтэ)

Входят в экипировку мужчин нож и огниво.

Первоначально бурятский нож использовался в основном как инструмент для забивки скотины. Забивали на старинный манер кочевников - неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевало испугаться. Для этого был нужен узкий, длинный и прямой клинок. К тому же такая форма клинка отлично подходила для разрезания суставов, освежевывания шкуры и разделки туши животного. Таким образом, необычные формы бурятского ножа связаны с его первоначальным применением в хозяйстве кочевника.

Первичная утилитарная функция ножа со временем сменилась на декоративную: нож стал предметом украшения костюма.

12 copy copy copy copy

Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшается и металлическая подвеска. Используется обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор.

Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, похожая на кошелек,  внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшается серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

У бурят издавна существовал обычай — при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Женская национальная одежда

Женская одежда состояла из рубахи (самса) и штанов (үмдэ), поверх которых носили халат (дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.

IMG 7806 copy

Девочки носили длинный халат, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом «үhэ заhаха» («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский халат застегивается у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот – невысокий, стойка или отложной. Рукава у основания – широкие, имеют сборки на плече, отделываются парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывается какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл имеет подкладку.

Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У агинских бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ - имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. В настоящее время и восточные буряточки стали одевать длинные жилеты. Подобно халату жилет шьется на подкладке. В старину эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.

Украшения

Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.

IMG 7869

Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря.

Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая.

Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, үрлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зүрхэн гуу), а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мүрэй гуу, ээмэг-шүрэтэй, утахан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин, которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка, зубочистка. На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво. Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.

Шапка (малгай)

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин - головные уборы. Традиционно  головные  уборы  шьют  по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служит сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шьются из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывают плисом, бархатом, используются также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.

Шэгэбшэтэй малгай (шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставлялись выступы, которые в теплую погоду заворачивались вверх вместе с наушниками. В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети.

Тооробшо малгай - островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Забайкальского края. Шапки носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток),  дэнзэ (металлическое навершие).

IMG 7704

Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод - тэнгэри, красные кисточки - лучи солнца — наран, нижняя часть - землю - газар.

Шапки у буряток Забайкалья дополняются повязками даруулга, татуурга. Их надевают на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Даруулга хоринцев - прямая и неширокая. Обычно  шьется  из  шелка,  плиса,  бархата,  на твердой основе (береста, картон). Сверху нашиваются бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря.

Использована книга «Лодон багшын дэбтэрhээ».