Юрта — это модель вселенной, освоенное пространство, свой маленький мирок, противостоящий прочему миру. И строился он по своим строгим законам. Юрта – лучшее жилье, придуманное человеком-кочевником. Она недорогая, легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветры и морозы. В нем нет бесполезных зон, углов.
Юрта появилась много столетий назад и с каждым разом совершенствовалась. Постоянные перекочевки с отарами, стадами заставили наших предков строить юрту, идеально приспособленную к сухому резко континентальному климату и кочевому образу жизни. Развитие ремесел, в частности, переработки шерсти и войлок, привело к изобретению герметически замкнутого компактного покрытия жилища. В нем всегда чистый воздух, в летний зной и жару – спасительная прохлада, в холод – живой огонь, особый микроклимат, устраняющий вредную энергию.
В определенных условиях юрта – совершенная конструкция, как в практическом, так и эстетическом отношении.
Юрта состоит из деревянного решетчатого каркаса и войлочного покрытия. Каркас собирается в виде цилиндра из отдельных раздвижных секций (хана) в количестве 4–12 шт. в зависимости от размеров юрты. Сборку начинают с установки дверного блока (үүдэн) и на одном уровне с ним стен. Завершает конструкцию коническая кровля из длинных шестов (уняа) с круглым дымовым отверстием (тооно) вверху. Собранный и связанный остов покрывается войлоком.
Очаг (гал гуламта) – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. В то же время это связующий элемент между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символ единения и преемственности поколений.
Первоначально очаги выкладывали из камней или использовали металлические таганы, впоследствии в обиход вошли железные или кирпичные печки. Считается большим грехом осквернять очаг, бросая в него мусор, поднося к огню острые предметы.
Очаг делит юрту на 4 равные части: северную – почетную, западную – мужскую, восточную – женскую, южную – вход. Каждая из них относится к определенному знаку зодиакального круга восточного календаря.
Северный сектор (хойто тала), находившийся под знаком Мыши, символизирует богатство. Здесь хранились самые ценные предметы: алтарь, парадная одежда, драгоценности. Сюда усаживали гостей и наиболее почитаемых родственников.
Западная часть (баруун тала), находясь под знаком Курицы, олицетворяла белый цвет – символ мужества и благородства. Здесь располагались мужская кровать, охотничье и боевое оружие.
Восточная часть (зүүн тала) (знак Зайца, олицетворение зеленого цвета – символа роста и размножения) предназначалась для кроватей и вещей женского состава семьи, а также для хранения продовольственных запасов.
Южная часть (урда тала) соответствовала знаку Коня и красному цвету – символу жизни, огня, радости. По левую сторону от входа помещались конская сбруя, сосуды с кумысом. Здесь же содержали новорожденных ягнят и телят. Правую сторону от входа занимали закрытые шкафы и полки с различной посудой и другая кухонная утварь.
Как жилища юрты применялись лишь до середины XX в., в настоящее время их ставят по случаю праздников.
Сэргэ – символ благополучия
«Пусть коновязь будет непоколебимым, а очаг неугасимым» — именно так говорится в бурятском народе.
В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, «ибо пока стоит сэргэ — жива семья». Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека — в связи со свадьбой и со смертью. Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность.
Сэргэ символизировал «древо жизни», «мировое дерево», объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя — для лошадей обычных земных людей, нижняя — для лошадей представителей подземного мира.
Таким образом, являясь неотъемлемой частью традиционной культуры, столб — сэргэ до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых объектов-символов, символом благополучия и социального статуса бурят.
Утварь бурят
Небольшие размеры жилища и необходимость перекочевок определяли набор предметов домашнего обихода.
Традиционная посуда делалась из небьющегося материала — кожи, дерева, бересты и войлока. Мебель — низкие деревянные столики, скамеечки, шкафчики для посуды, сундуки для хранения одежды, низкие кровати с войлочным тюфяком и подушками, набитыми шерстью.
У бурят в большом употреблении была деревянная посуда: хүнэг — берестяное широкое ведро для доения коров; һаба — высокий сосуд для кислого молока (айраг), булуур — узкая высокая кадка для приготовления и хранения хүрэнгэ перебродившего молока, близкого к кумысу (булуур называлась и деревянная мутовка, употреблявшаяся для сбивания масла), тэбшэ — корыто для мяса, табаг — долбленое блюдо, шанага — большая деревянная ложка (ковш), аяга — чашки, изготовлявшиеся из корней березы, лиственных и березовых наростов, хүрэнгын торхо — кадка для хранения хүрэнгэ, домбо — кувшин для чая, уур — деревянная ступка для толчения кирпичного чая. Для варки мяса и кипячения чая употреблялась чугунная чаша (тогоон). Среди кочевого населения восточных районов для кислого молока употреблялись высокие кожаные сосуды (хүхүүр), а для хранения масла и сметаны — толстые кишки и желудки животных.
Имелись чугунные котлы, медные чашки, чайники. В небольших количествах бытовала эмалированная и металлическая посуда, которую буряты приобретали в русских лавках.
Использованы материалы из книги «Лодон багшын дэбтэрһээ»,
сборника «Вестник Агинских бурят».