Александр Шагдуров родился 1 ноября 1956 года в с. Санага Закаменского района. В 1987 году окончил Строительный техникум г. Чита, получив квалификацию «промышленный гражданский строитель».

5Шаш copy

Самобытные традиции народа, обряды, народные художественные промыслы и ремесла во все времена были важным элементом культуры и быта любого народа нашей многонациональной и многоконфессиональной России. Материальное и нематериальное культурное наследие бурятского народа, зародившись в глубокой древности в среде скотоводов–номадов, и сейчас продолжает бытовать на территории Прибайкалья и Забайкалья.

 Народные промыслы и ремесла наряду с фольклором возвращают нам к глубинным истокам этого бесценного наследия. Ибо на протяжении многих веков безвестные мастера создавали необходимые для их выживания изделия, утварь, при этом они умели видеть в обыденных вещах прекрасное, передавая это в росписях вещей и в простых геометрических насечках. Эти изделия являются своеобразными памятниками духовной и материальной культуры народа, ее истоками, которыми до сегодняшнего дня подпитывается современная культура и искусство.  

Издавна в нашем регионе мирно соседствуют культуры разных народов: бурят, русских, эвенков, казаков, продолжая взаимодействовать, взаимообогащаться, тем самым дополняя свое народное творчество, традиции и обычаи. В настоящее время развитие народных художественных промыслов связывается не только с сохранением и возрождением забытых традиций народного искусства в современных условиях жизни и быта народа, тенденций развития всего декоративно-прикладного творчества. Общеизвестно, что богатые традиции, конструктивный подход к решению утилитарных вещей повседневного обихода, лаконичность и образность форм определяют специфику народного прикладного искусства. 

Каждый мастер народных художественных промыслов в своем творчестве опирается на традиции народного искусства, вбирая в себя уникальные секреты мастерства, древних технологий, стилистических приемов, при этом обогащая и привнося в него свое собственное видение, творческий поиск и талант. Глубоко народны по духу и художественно выразительны произведения искусства, изготовленные руками народного мастера-умельца Агинского Бурятского округа Забайкальского края, члена  общественного объединения «Мастера Аги» при государственном учреждении культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» Александра Шагдурова.

Александра Шагдуровича отличают такие черты характера как скромность, честность, трудолюбие, добросовестное отношение к работе. Самобытное искусство этого талантливого мастера и достойного гражданина Российской Федерации давно стало достоянием не только Забайкальского края, но и нашей страны в целом. За свой многолетний труд и большой вклад в развитие народного творчества и отечественной культуры А.Ш.Шагдуров неоднократно был награжден Почетными грамотами вышестоящих органов власти, орденами и медалями. Он пользуется большим уважением коллег, родителей его учеников и многочисленных любителей народных художественных промыслов и ремесел.

Александр Шагдуров много лет проработал мастером производственного обучения в Профессиональном училище №23 поселка Могойтуй Агинского Бурятского округа, а после его реформирования – в Могойтуйском аграрно-промышленном техникуме. Готовя своих студентов к предстоящей взрослой жизни преисполненной современными инновационными технологиями и приобщая их к общечеловеческим и национальным ценностям народов России, в основу своей обучающей программы он ставил цели и задачи по воспитанию молодых людей, умеющих делать все, что должен уметь каждый мужчина, защитник семьи, рода и своей великой Родины.

Необходимо отметить, что бурятская патриотическая воспитательная система традиционно осуществлялась по линии: прародители - бабушка и дедушка – родители – дети и внуки - правнуки. Эти пять звеньев семьи определяли устойчивость и жизнеспособность бурятской семьи и позволяли избежать разводов, детского и старческого сиротства. Главной сутью народной педагогики бурят является воспитание культа родителей, воспитание любви и уважения к членам семьи и к старшим, воспитание бережного отношения к окружающей природе и труду, воспитание и уважение к обществу и к своему Отечеству.

На основе жизненного опыта буряты создали кодекс трудовых умений, навыков и физического развития настоящего мужчины, который и по сегодняшний день передается из поколения в поколение. Он включает в себя девять умений и навыков – девять добродетелей мужчины: уметь мастерить, знать кузнечное дело, быть прекрасным наездником, бороться, натягивать тугую тетиву лука, уметь охотиться, плести кнут из восьми ремешков, плести треножник для лошади, уметь голыми руками ломать хребтовую кость. С азами такого народного воспитания Александр  Шагдуров познакомился еще в раннем детстве, когда рядом с ним был его дедушка, который как мог, старался приобщить внука к ремесленному делу. То чему учил его дедушка, потом стало самым его любимым занятием. У многих людей желание рисовать, вырезать различные фигуры уходит с их детством, а вот желание Александра не покидало его никогда и даже стало делом всей его жизни.

1гунгурбаа

Позже, будучи мастером производственного обучения, Александр Шагдурович в своей практической деятельности часто использовал воспитательный потенциал семьи, заложенный в его учениках его родителями, которые, в свою очередь, были воспитаны на основе старинной народной педагогики. Он и сам был воспитан таким образом своими родителями и получил свои первые трудовые навыки и азы столярного дела и художественной резьбы по дереву от своего деда, знаменитого мастера-дархана неспроста прозванного в родной Закамне красноречивым именем «Дүшэ Очир» – Очир Наковальня.

Получивший от деда многие тонкости работы по дереву, Александр Шагдурович Шагдуров в последующие годы, не имея профессиональных учителей, преодолевая всевозможные преграды и трудности, приложил все свои силы и волю, чтобы воспитать в себе мастера, осуществив тем самым заветную мечту дедушки Очира. Благодаря своему природному дару, острому уму, необыкновенному трудолюбию он приобщился к секретам мастеров прошлых лет, в том числе и народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств, кавалера ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством» 4 степени Дашинимы Дугарова.

Истоки художественной обработки дерева, каким занимается Александр Шагдурович, уходят в глубину веков, во времена, когда люди стали строить свои жилища, изготавливать предметы домашнего обихода. Этот вид деятельности человека является наиболее развитым направлением среди народных промыслов и ремесел бурят. Древние деревянные скульптурные изображения V века были найдены археологами и антропологами на Алтае и Бурятии, а в европейской части России были найдены и новгородская деревянная утварь, украшенная резьбой и росписью, а также в последующие века были найдены другие и другие интересные деревянные артефакты прошлых столетий. Исторические летописные материалы свидетельствуют о том, что когда древнерусские плотники и столяры строили первые деревянные избы, в то же время бурятские мастера из дерева и стволов кустарников изготавливали свои легко собирающиеся, удобные для кочевого образа жизни традиционные жилища «юрты». 

Также, как и мастера прошлых столетий, Александр Шагдурович Шагдуров с особым изяществом вырезает из дерева разнообразные предметы домашнего обихода и утварь: «ханза» - сундуки, «орон» - кровать, «үлгы» - детская колыбель, «эргэнэг», «үхэг» - шкафы для посуды, «хэдэргэ» - приспособления для обработки кож, «hуулга» - ведра и небольшие бочонки, «hаба», «бүлүүр» - высокие узкие деревянные емкости для молочных продуктов, «тэбшэ» - плоские корытца для резки мясных продуктов и продуктов растительного происхождения, «аяга» - чашки, «табаг» - тарелки, «хэршүүл» - приспособления для резки «кирпичного» чая и многое другое.

2орон

Золотыми руками мастера Александра Шагдурова необыкновенной резьбой украшались внутренние и внешние элементы традиционного жилища бурят «юрты», деревянная мебель и утварь. Одна из юрт агинских бурят оснащенная мебелью, изготовленной Александром Шагдуровичем, была установлена недалеко от поселка Могоча Забайкальского края по пути следования на новенькой Ладе «Калина» Президента Российской Федерации Владимира Путина с Дальнего Востока на запад. Примечателен тот факт, что команда Президента остановилась недалеко от юрты и посетила столь не характерную для этих мест юрту. Позже в средствах массовой информации была дана информация о том, что высокий гость высоко оценил гостеприимную юрту, тонкость работы, стоящей в нем традиционной бурятской мебели, своеобразие и вкус национального блюда - бууз.

Как отмечает Александр Шагдурович Шагдуров, ему в молодые годы очень часто не хватало рядом мудрого учителя и наставника. Но однажды судьба подарила ему счастливый случай. После объявления в 1980 году Цугольского дацана памятником культуры всероссийского значения, в рамках федеральной целевой программы «Культура России» под руководством Администрации Агинского Бурятского автономного округа началась масштабная работа по его восстановлению. (Дацан был закрыт в начале тридцатых годов прошлого столетия, а с 1932 года в нем была размещена воинская часть). Одним из руководителей реставрационных работ был Даши-Нима Дугаров. Даши-Нима Дугарович и настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо пригласили Александра Шагдуровича принять участие в реставрации дацана. Именно здесь, под руководством Даши-Нимы Дугаровича выполняя и столярные, и плотницкие, и более тонкие работы по резьбе резных элементов буддийского храма, он обрел огромный опыт работы.  

Он вместе с другими мастерами и художниками, участвовавшими в реставрации Цугольского буддийского храмового комплекса, расписывали и окрашивали стены и элементы храмовых построек натуральными минеральными красками. Краски изготавливались по старинным рецептам из растительных и природных материалов самими мастерами и художниками, секреты которых сохранились до наших дней в хранилищах Агинского и Цугольского дацанов. Эти красивые разноцветные резные элементы дацана всегда привлекали и продолжают привлекать внимание посещающих эти храмы людей.

Красота, великолепие архитектуры, изящный, воздушный декор и витиеватая резьба деревянных элементов одного из памятников культуры России – Цугольского дацана всегда поражала и продолжает поражать посетителей дацана. В настоящее время этот буддийский храм остается одним из чудес света не только для наших современников, но и для отечественных и зарубежных исследователей культурного наследия народа. Он, несомненно, является одним из брендов не только Агинского Бурятского округа, Забайкальского края, но и для всей России, привлекая к себе многочисленных российских, монгольских и китайских туристов. В реставрации которого есть и толика вклада мастера Александра Шагдуровича Шагдурова.

Присущая для Александра Шагдуровича Шагдурова невероятная работоспособность, умение не бояться нового, трудного и сделали его мастером своего любимого дела. Знакомясь с его трудовой деятельностью, можно проследить, как из страстно влюбленного в народное творчество мальчишки из Санаги вырос и обрел силу успешный и известный далеко за пределами Аги талантливый художник и резчик по дереву.

3ханза

В его домашней мастерской очень часто можно застать мастера со своими учениками. Здесь у него всегда найдется кусок сухой древесины, необходимые инструменты для работы с деревом и, конечно же, добрый совет наставника. Ибо Александр Шагдурович Шагдуров всегда помнил заветы своего деда, бесценные советы народного художника России Даши-Нимы Дугарова как нужно работать самому и как нужно работать в команде, которым он всегда неукоснительно следовал и старался передать их своим ученикам. Это, прежде всего, советы, касающиеся воспитания в самом себе силы воли, терпения, умения не бросать начатое дело, а всегда доводить его до конца, и самое главное – умение выработать в себе твердый характер, который так пригодится молодым людям в будущем. 

Необходимо отметить, что в числе студентов Шагдурова А.Ш. много представителей разных национальностей, проживающих на территории Забайкальского края. Памятуя о том, что наиболее важным для людей является культурная среда, он прилагал свои усилия к тому, чтобы создать своим ученикам такую среду. Чтобы ни один из них не чувствовал  в коллективе чужим, старался привить им чувство неподдельного интереса к культурному наследию народа, чувство патриотизма и любви к своей малой и великой Родине. Помимо профессионального обучения, Александр Шагдурович знакомил их с моральными устоями, которые заложены в народной культуре каждого народа, воспитывал в них чувство уважения к представителям другой национальности, старался поддерживать в них чувство взаимопомощи, взаимовыручки, чтобы каждый из них мог в трудной ситуации положиться друг на друга. 

Как рассказывает мастер, изделия из дерева всегда были непременными атрибутами кочевого быта бурят, что объяснялось сравнительной простотой и легкостью обработки, а самое главное – его доступностью. Бурятские мастера использовали различные породы деревьев, которыми богата забайкальская тайга. Для строительства жилищ, хозяйственных помещений они заготавливали долговечную лиственницу, для более тонких и изящных изделий использовали кедр или сосну, а для других поделок в работу шли береза, ива, верба, ильм, тополь, осина, древесина которых была пригодна для выемчато-плоской, рельефной и объемной резьбы.  

Из вышеназванных пород дерева мастер Александр Шагдурович Шагдуров изготавливает по традиционным канонам бурятскую мебель для юрты, которая востребована и в настоящее время. Лицевая сторона мебели орнаментируется мастером различными тематическими рисунками, элементами в виде солярных символик, комбинациями узоров в виде бараньих рогов, витиеватыми узлами «тумэн жаргалан», символизирующих бесконечность. В росписи мебели, в орнаментах и узорах, сделанных Александром Шагдуровым, преобладают четкие красные, синие, зеленые, желтые цвета. Среди них встречаются узоры с контрастными оттенками в сочетании с другими более светлыми и мягкими тонами, дополняющими основной символический узор.

4шкаф

Первое по-настоящему серьезное признание таланта Шагдурова А.Ш. пришло к нему в 2002 году, когда он завоевал золотую медаль на международном бурятском фестивале «Алтаргана». На выставке декоративно-прикладного творчества этого фестиваля было представлено несколько работ, выполненных мастером, начиная от небольших резных поделок и заканчивая его монументальными работами (в фотографиях). Такие же произведения искусства неоднократно представлялись на выставки декоративно-прикладного творчества и конкурсы в номинации «Народные художественные промыслы» последующих восьми международных фестивалей «Алтаргана». По итогам этих выставок и конкурсов Александр Шагдурович Шагдуров удостаивался главной награды этих творческих состязаний - Гран-при и звания лауреата фестиваля.

Ежегодные выставки-ярмарки и конкурсы становятся значительным событием Забайкальского края и Дальневосточного федерального округа, в которых активное участие принимают мастера народных художественных промыслов Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Это выставки, проводимые в рамках окружных, краевых, региональных, всероссийских и международных  фестивалей «Забайкальцы – Забайкалью», «Салют Победы», «Мы дружбой единой сильны» с участием национальных диаспор края, ежегодные международные фестивали «Цветущий багульник», «Забайкальский международный кинофестиваль», «Праздник Белого месяца по-забайкальски». Обязательным атрибутом этих крупных мероприятий была и остается бурятская юрта вместе с мебелью традиционного жилища бурят, изготовленная мастером-умельцем Александром Шагдуровичем Шагдуровым.

В театрах и галереях, центральных площадях и стадионах поселка Агинское и города Читы неоднократно выставлялись работы Шагдурова для обозрения многочисленных зрителей. Мебель для юрты, предметы домашнего обихода, буддийские и шаманские атрибуты и многое другое во всем своем совершенстве представлялись их вниманию. Собранные здесь воедино работы Александра Шагдуровича вновь и вновь открывали перед зрителями, когда-то увиденные ими резные украшения и фигурки, мебель, раскрывали передними некогда забытое, но возрожденное мастером ремесло бурятских мастеров-дарханов. В этих работах можно увидеть его лучшие произведения искусства, ретроспективно отражающие творческий путь мастера, художника. В каждой его работе видны серьезное отношение мастера к своему делу, глубокая и светлая душа художника, заставляющая обратить внимание на все прекрасное, что было создано Александром Шагдуровым. Так посредством выставок и смотров-конкурсов среди мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного творчества самобытное искусство этого талантливого мастера, патриота и гражданина своей Родины стало достоянием не только Агинского Бурятского округа Забайкальского края, но и нашей многонациональной Родины.

 Аjpg copy copy

Агинский Бурятский округ является яркой мозаикой культур русского, бурятского, эвенкийского и других народов, проживающих на этой территории. И пока есть такие мастера-умельцы, как Александр Шагдурович Шагдуров, грядущее поколение забайкальцев будет и впредь ценить и беречь как общероссийскую культуру, так и самобытное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, доставшиеся нам от наших предков.