Амгалан үдэрэй амар мэндэ, хүндэтэ нүхэд! Добрый день уважаемые гости, уважаемые мастера, модельеры-дизайнеры, коллеги! Мы собрались сегодня в нашем Центре на Круглый стол по теме «Сохранение и развитие традиционных художественных промыслов как источника бесценного культурного наследия народа в Агинском Бурятском округе».

         Сегодня у нас в гостях начальник отдела культуры и спорта администрации Агинского Бурятского округа Булат Наранович Бальжинимаев, заместитель начальника отдела образования и молодежной политики Администрации округа Роза Мункожаргаловна Норсонова, старший преподаватель Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Марина Владимировна Батуева, председатель общественного клуба краеведов «Алтан жаса» Базаржаб Цыбендоржиевич Батомункин, мастера декоративно-прикладного творчества Аги, представители СМИ. 

Вступительное слово - Батомункина Ц.Ц.-методист ГУК «ЦРБК ЗК»: Несмотря на то, что вам давно известны истины вашей профессии, всё же хотелось бы еще раз проговорить и немаловажных вещах, касающихся вопроса сохранения, развития и популяризации народного творчества.

Народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой всех видов искусства: устного поэтического, песенного и танцевального творчества, основные черты которых - самобытность и неповторимость. Из исторических материалов нам известно, что территорию Забайкалья люди осваивали еще с каменного века. Они изготавливали предметы хозяйственного и бытового предназначения из того, что окружало их - из камня, дерева, глины и костей животных. Это были каменные ножи, скребки, резцы, шила, глиняная и деревянная посуда, круглые плиты-зернотёрки, костяные украшения и пуговицы, найденные в разное время забайкальскими археологами. Позднее, с освоением обработки железных руд и глины, появилось кузнечное и гончарное ремесло. В связи с этим производство каменных предметов значительно сократилось, появились металлические наконечники для стрел, инструменты для обработки кожи, керамическая посуда. Новые предметы быта были более изящными и удобными в применении.   

По описаниям бурятских летописцев и учителей прошлых столетий Убаши-Цыбик Онгодова и Лхасарана Линховоина агинские бурятские дарханы издревле умели делать всё: мастерить телеги, сани, конскую сбрую, седла, деревянную мебель: сундуки, ящики для седла, инструментов и упряжи, кровати, буфеты, высокие столы под божницы, низенькие сиденья, изготавливать детали традиционного бурятского жилища – юрты. Высшим их мастерством считалось умение работать с драгоценными металлами – серебром и золотом, из которых они мастерили украшения для мужчин – навершие головного убора «дэнзэ», ножи, курительные трубки, а для женщин – такие же «дэнзэ», но меньшего размера, наплечные, нагрудные и поясные украшения богато украшенные драгоценными камнями.

Женщины обрабатывали кожи, меха, шили одежду, головные уборы и обувь, изготавливали традиционные украшения «даруулга» и накосники, украшенные бусами из коралла, янтаря, лазурита, малахита, шелковыми кисточками. Обработка кожи была очень трудоёмкой. Онгодов писал, что они выделываются посредством молочных продуктов, «им заквашивают, смазывают и при окончательном выделывании смазывают вареной и квашеной печенью животных». Выделанная овчина применялась для пошива зимней шубы–дэгэла, обуви. Мерлушки использовались для отторочки бурятской шапки – шэбэгшэтэй малгай и пошива демисезонной одежды. Мез козы использовался для шитья дохи и «дугты», которые надевали для большего утепления зимой поверх обуви.  Меховые дэгэлы покрывали сверху шерстяной, шелковой тканью, более богатые люди – бархатом. Для шапок и меховых обшлагов – «туруун» использовали меха соболя, выдры, рыси, редко - лисы. Из шерсти овец, верблюдов и яков вязали теплые чулки и носки. Конский волос из грив и хвостов лошадей и яков не использовались в изготовлении традиционной бурятской одежды, из них плели веревки для крепления кошмы юрт, ошейников для телят и ягнят, изготовления треноги для коней – «шүдэр».

Работы агинских мастериц высоко ценились за пределами Забайкалья. Они демонстрировались во время коронования на престол одной из правительниц царской России. А в конце ХIХ века экспонировались на международной выставке в американском городе Чикаго. Тогда на выставку были отправлены шелковый мужской халат – тэрлик, шелковый женский костюм, шелковая женская безрукавка, надеваемая поверх верхней женской одежды, плисовая островерхая шапка и другие изделия – всего 14 наименований стоимостью (по тем временам) 104 рубля 50 копеек.

Самые лучшие мастера – дарханы привлекались к работе по изготовлению бурханов и других украшений для дацанов. К числу таких дарханов относился и мастер по дереву и металлу Шойбон Дамбаев, который в 1880 году изготовил по своему уразумению трехколесный деревянный велосипед. На нем он возил за 15 вёрст один мешок зерна на размол в Дульдургу, где на реке Иля стояла мельница. Этим уникальным мастером было отлито шейное звено Майдари бурхана, имеющего высоту 80 локтей и установленного в Агинском дацане. Этот элемент статуи Майдари бурхана было утеряно при перевозке или же было недополучено при покупке в Долоон нууре. Также Шойбоном Дамбаевым были отлиты 3000 бронзовых чашек-тахилов, изготовлены деревянные приспособления «бар», для печатни Агинского дацана. Он участвовал в перепечатывании священных книг, работал в наборщиком в типографии Петра Бадмаева в Чите.   

В ХIХ веке некоторое распространение получило кузнечно-слесарное ремесло. В 1845 году в Агинском ведомстве работали две кузницы. Здесь мастерами - дарханами изготавливались ножи, ножницы, щипцы, огнива, стремена, оправа сёдел, уздцы, ободы для телег, железные тулга для очага в юртах. Помимо них кустарным ремеслом занимались 4% от всего трудоспособного населения. Это были люди, занимавшиеся данным ремеслом в целях приумножения своего состояния. Их труд был востребован местным населением, но иногда во время зимних ярмарок, проводившихся в с. Агинском, седла, стремена, удила для уздечек, телеги и сани сбывались приехавшим на ярмарку из окрестных селений. Такое положение народных промыслов в Аге сохранялось вплоть до двадцатых годов прошлого столетия.

В последние десятилетия при поддержке государственных органов власти, усилиями учреждений культуры, образования и некоторых общественных организаций округа идет активный процесс возрождения и сохранения традиционной культуры народа. По итогам многих окружных, краевых, всероссийских и международных конкурсов, выставок мы с удовлетворением можем отметить, что во всех направлениях декоративно-прикладного творчества отражаются эстетические вкусы наших Агинских мастеров. Также мы отмечаем, что их работы неповторимы, уникальны, своеобразны и в полной мере отражают традиции мастеров предыдущих поколений. В течение многих веков наш народ создал свои обычаи, навыки, которые передавались от старших младшим, формируя тем самым специфические каноны и традиции, отразившиеся в искусстве изготовления изделий из дерева, металла, кожи, меха, шерсти. Ибо их выживание зависело от умения обрабатывать эти материалы и использовать их в создании предметов домашнего обихода, различных инструментов, орудия для охоты, обрядовые атрибуты.

Ваше обращение, дорогие мастера народных художественных промыслов Аги к истокам народного творчества – это и есть стремление к возрождению и сохранению своей этнической культуры, поиск путей оздоровления общества от пагубного влияния насаждаемой массовой культуры. Влияние западных масскультур на этнические культуры приводит к необратимым процессам трансформации культуры народов. Это относится не только к народным художественным промыслам, но и к народной культуре народа в целом. К одним из таких несвойственных для народного творчества направлений является авангардизм. Литературная энциклопедия поясняет понятие «авангардизм» как течение буржуазного искусства, радикально отошедших от исконных канонов и критериев изготовления изделий мастеров народных промыслов и ремёсел. Имея основной целью достижение социальной значимости своего искусства, художники-авангардисты ставят своей главной целью отход от давно установившихся канонов, норм вкуса и выделяют своё искусство в особую отдельную от традиций народа эстетическую сферу. Поэтому, как считают многие искусствоведы, «авангардизм» является разновидностью модернизма, связанный, прежде всего, с разрушением традиционного искусства. Об этом нужно говорить именно на таких собраниях, расставляя все точки над «и» по этой проблеме. А ведь встречаются некоторые художники – авангардисты, которые считают, что традиционная культура, эстетические каноны и формообразующие элементы являются помехой в их творческом пути. Они направляют свою работу в русле стилизации и упрощения или же, наоборот, чрезмерного усложнения и перегрузки изделий дополнительными деталями. При таком подходе к делу неизбежно ослабевают национальные художественные традиции, на смену высокому искусству постепенно приходят предметы лишь внешне похожие на подлинные произведения искусства.

В связи с этим, нам хотелось бы обратить внимание некоторых художников, обращающихся в своем творчестве к стилю «Авангард», быть внимательными при подаче Заявок на участие в различных конкурсах и обратить особое внимание на наличие среди номинаций - номинации «Авангард». Если же в этом конкурсе нет такой номинации, то вполне может оказаться напрасным тот огромный труд, который был затрачен мастером на создание произведений искусства или целой даже коллекции. Надо всегда помнить о том, каким бы видом народного творчества ни занимался мастер, приоритет всё же должен отдаваться исконным традициям наших предков, не допуская размывания своеобразия своей этнической культуры. Стараться как можно дольше сохранять кладезь народного мастерства в таких консервативных видах искусства как народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.

Всё сказанное всего лишь отступление, ибо, в конце концов, произведения искусства, сделанные руками мастеров, попадают на выставки, смотры, конкурсы, где критериями оценки работ являются самобытность и  этничность.

И еще хотелось бы добавить, что вы, наши Агинские мастера, представляя свои изделия и произведения на смотрах и конкурсах самых разных уровней, всегда бываете на высоте и держите марку! Будучи достойными наследниками своих предков – дарханов вы  с честью несёте свое дело и ответственное отношение к культурному наследию народа в будущее. Честь и слава нашим славным мастерам!

ВЕД: А сейчас мы переходим к обсуждению темы Круглого стола. Слово предоставляем директору ГУК «Центр развития бурятской культуры ЗК» Сэсэг Жугдуровне Норполовой.

(слово)

ВЕД: Слово предоставляется начальнику отдела культуры администрации округа Булату Нарановичу Бальжинимаеву.

(слово)

ВЕД: Слово предоставляется старшему преподавателю по бурятскому языку Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Марине Владимировне Батуевой.

(слово)

ВЕД: А сейчас мы приступаем к обсуждению проблем, возникающих в ходе деятельности мастеров ДПИ и народных промыслов. Каждый выступающий может высказать свое мнение и внести предложение по пути решения проблем. Здесь рядом с вами находится секретарь Круглого стола Бальжима Баировна Алакчинова, которая будет фиксировать все ваши высказывания и предложения. Слово предоставляется скульптору, архитектору, мастеру по дереву Болоту Базаржаповичу Дондокову.

(слово)

ВЕД: Слово предоставляется известному художнику, мастеру по дереву, специалисту национального музея им. Гомбожаб Цыбикова Николаю Дамбинимаевичу Дугарову.

(слово)

ВЕД:  Слово предоставляется известному художнику, модельеру - дизайнеру, лауреату президентского гранта Намжилме Цыренжаповне Эрдынеевой.

(слово)

ВЕД:  Слово предоставляется известному художнику, ветерану педагогического труда, тренеру Дульдургинской ДЮСШ Дондок Жамсоевичу Мижитдоржиеву.

(слово)

ВЕД:  И так, дорогие мастера, работа нашего Круглого стола продолжается. Если есть желающие высказать свое видение вопроса, просим активнее вступить в общую дискуссию.

(обсуждение по теме Круглого стола)

 

         ВЕД: (после обсуждения и обмена мнениями) А сейчас слово предоставляем Сэсэг Жугдуровне Норполовой.

 

(слово – Сэсэг Жугдуровна оглашает предложение о создании Ассоциации мастеров Аги и выборе состава совета новообразования)

Сэсэг Жугдуровна: Традиционно после обсуждения мнений сторон, приняв во внимание высказанные участниками мероприятия предложения, в заключение Круглого стола подводятся итоги в виде рекомендаций или решений. И так:

Во имя возрождения, сохранения и развития традиционных художественных промыслов как источника бесценного культурного наследия народа в Агинском Бурятском округе участниками Круглого стола принимается следующее решение:

  • Считать возрождение и развитие художественного творчества мастеров Аги необходимым условием для дальнейшего полноценного развития народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.
  • Считать вновь созданное Общественное объединение мастеров Аги одним из общественных подразделений государственного учреждения культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края», а избранный и утвержденный путем открытого голосования совет Общественного объединения - его руководящим органом.
  • Считать государственное учреждение культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» координирующим органом, оказывающим действенную помощь в работе Общественного объединения мастеров Аги в сохранении и развитии национальной культуры, художественного народного творчества и ремесел.
  • Принять во внимание высказанные участниками Круглого стола предложения и включить их в совместный план работы Общественного объединения мастеров Аги и ГУК культуры «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» по реализации культурной политики, проводимой в Агинском Бурятском округе и в Забайкальском крае в целом. А также в перспективный план работы включить вопросы о проведении просветительской, воспитательной работы среди населения, особенно среди молодежи с целью их приобщения к народному художественному творчеству; о совместных с Центром комплексных исследованиях истории народных промыслов на территории Аги и районов края; и т.д.
  • Консолидировав общие усилия, принять активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 80-летию Агинского Бурятского округа, в проведении Международных мероприятий – конкурса вокалистов им. народного артиста СССР Лхасарана Линховоина и конкурса этнического костюма «Элинсэгэйм алтан шүрбһэн”, юбилейного мероприятия, посвященного 50-летию создания Центра развития бурятской культуры Забайкальского края.

ВЕД: Спасибо за ваше участие в Круглом столе и обсуждение актуальных вопросов по развитию декоративно-прикладного творчества. Всего вам доброго, удачи и благополучия в ваших делах и начинаниях.