Юрта -  это модель вселенной, освоенное пространство, свой маленький мирок, противостоящий прочему миру. И строился он по своим строгим законам. Юрта – лучшее жилье, придуманное человеком-кочевником. Она недорогая, легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветры и морозы. В нем нет бесполезных зон, углов.

1 copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy

Юрта появилась много столетий назад и с каждым разом совершенствовалась. Постоянные перекочевки с отарами, стадами заставили наших предков строить юрту, идеально приспособленную к сухому резко континентальному климату и кочевому образу жизни. Развитие ремесел, в частности, переработки шерсти и войлок, привело к изобретению герметически замкнутого компактного покрытия жилища. В нем всегда чистый воздух, в летний зной и жару – спасительная прохлада, в холод – живой огонь, особый микроклимат, устраняющий вредную энергию.

В определенных условиях юрта – совершенная конструкция, как в практическом, так и эстетическом отношении.

Юрта состоит из деревянного решетчатого каркаса и войлочного покрытия. Каркас собирается в виде цилиндра из отдельных раздвижных секций (хана) в количестве 4–12 шт. в зависимости от размеров юрты. Сборку начинают с установки дверного блока (үүдэн) и на одном уровне с ним стен. Завершает конструкцию коническая кровля из длинных шестов (уняа) с круглым дымовым отверстием (тооно) вверху. Собранный и связанный остов покрывается войлоком.

Очаг (гал гуламта) – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. В то же время это связующий элемент между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символ единения и преемственности поколений.

Первоначально очаги выкладывали из камней или использовали металлические таганы, впоследствии в обиход вошли железные или кирпичные печки. Считается большим грехом осквернять очаг, бросая в него мусор, поднося к огню острые предметы.

Очаг делит юрту на 4 равные части: северную – почетную, западную – мужскую, восточную – женскую, южную – вход. Каждая из них относится к определенному знаку зодиакального круга восточного календаря.

Северный сектор (хойто тала), находившийся под знаком Мыши, символизирует богатство. Здесь хранились самые ценные предметы: алтарь, парадная одежда, драгоценности. Сюда усаживали гостей и наиболее почитаемых родственников.

Западная часть (баруун тала), находясь под знаком Курицы, олицетворяла белый цвет – символ мужества и благородства. Здесь располагались мужская кровать, охотничье и боевое оружие.

Восточная часть (зүүн тала) (знак Зайца, олицетворение зеленого цвета – символа роста и размножения) предназначалась для кроватей и вещей женского состава семьи, а также для хранения продовольственных запасов.

Южная часть (урда тала) соответствовала знаку Коня и красному цвету – символу жизни, огня, радости. По левую сторону от входа помещались конская сбруя, сосуды с кумысом. Здесь же содержали новорожденных ягнят и телят. Правую сторону от входа занимали закрытые шкафы и полки с различной посудой и другая кухонная утварь.

Как жилища юрты применялись лишь до середины XX в., в настоящее время их ставят по случаю праздников. 

Сэргэ – символ благополучия

«Пусть коновязь будет непоколебимым, а очаг неугасимым» - именно так говорится в бурятском народе.

В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность.

Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.

Таким образом, являясь неотъемлемой частью традиционной культуры, столб - сэргэ до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых объектов-символов, символом благополучия и социального статуса бурят.

Утварь бурят

Небольшие размеры жилища и необходимость перекочевок определяли набор предметов домашнего обихода.

Традиционная посуда делалась из небьющегося материала - кожи, дерева, бересты и войлока. Мебель - низкие деревянные столики, скамеечки, шкафчики для посуды, сундуки для хранения одежды, низкие кровати с войлочным тюфяком и подушками, набитыми шерстью.

У бурят в большом употреблении была деревянная посуда: хүнэг - берестяное широкое ведро для доения коров; һаба - высокий сосуд для кислого молока (айраг), булуур - узкая высокая кадка для приготовления и хранения хүрэнгэ перебродив­шего молока, близкого к кумысу (булуур называлась и деревян­ная мутовка, употреблявшаяся для сбивания масла), тэбшэ - корыто для мяса, табаг - долбленое блюдо, шанага - большая деревянная ложка (ковш), аяга - чашки, изготовлявшиеся из корней березы, лиственных и березовых наростов, хүрэнгын торхо - кадка для хранения хүрэнгэ, домбо - кувшин для чая, уур - деревянная ступка для толчения кирпичного чая. Для варки мяса и кипячения чая употреблялась чугунная чаша (тогоон). Среди кочевого населения восточ­ных районов для кислого молока употреблялись высокие кожаные сосуды (хүхүүр), а для хранения масла и сметаны - толстые кишки и желудки животных.

1 copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy

Имелись чугунные котлы, медные чашки, чайники. В небольших количествах бытовала эмалированная и метал­лическая посуда, которую буряты приобретали в русских лавках.

Использованы материалы из книги «Лодон багшын дэбтэрһээ», 

сборника "Вестник Агинских бурят".